Использование игр с песком в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Reviewed by Momizat on . Rating: 0

Использование игр с песком в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

 

Использование игр с песком

в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

          Основной целью работы является формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием  речи в процессе использования игр с песком.

          Развитие речи для ребенка играет очень важную роль, поэтому:

-своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обусловливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

-если начать работу с ребятами, имеющими ОНР раньше, то и результат   будет гораздо выше.

     Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у детей с ОНР, проводят предварительную работу, которая имеет следующую цель: подготовить слуховую, моторную и зрительную системы к последующей работе над звуками. На этом этапе проводят коррекционную работу по следующим направлениям:

  • развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;
  • развитие ручной и речевой моторики;
  • развитие ритма;
  • формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,

       обобщения;

  • развитие тактильного контакта и мелкой моторики;
  • развитие правильного звукопроизношения.

          Для развития пальчиков проводят упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук. У детей еще слабо развита мелкая моторика, каждый пальчик норовит убежать в сторону. Например, играя в игру «Коза» (все помнят с детства), ребята с большим трудом загибают средний и безымянный пальцы. Но после долгих трудов, проб и ошибок это упражнение получается, радости нет предела.

Также на этом этапе с ребятами необходимо играть в пальчиковые игры с речевым сопровождением. Проговаривать слова и показывать упражнения, а ребята должны  повторять.

Детям очень нравится игра «Алфавит». Она развивает:

— умение ориентироваться в пространстве,

— память,

— общую и мелкую моторики,

— выполнять движения под музыкуи др.

 

Следующий этап работы это коррекция нарушенных звуков речи. На этом этапе работа проводится по следующим направлениям:

  • развитие восприятия речи, уточнение произносительного образа звука;
  • формирование фонематического анализа и синтеза;
  • развитие артикуляторной моторики;
  • работа по постановке звуков.

И только после этого подключают песочную терапию.

В середине XX века принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Грабенко Т и  Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими.

Игры с песком подчиняются следующим требованиям:

  • развитие тактильного контакта и мелкой моторики;
  • направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез и т. д;
  • развитие правильного произношения.

Играя с песком, у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения.

Во время игр с песком, у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение ребенком определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи.

Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что нам необходимо для развития звукопроизношения.

Например, занятие по подготовке детей к обучению грамоте.

Знакомя детей с буквой, важно, чтобы они запомнили графически, как пишется эта буква. Малыш не должен бояться играть, рисовать на песке или выкладывать различные предметы, потому, что если у него не получится, то оношибку может  быстро исправить. Причем это можно повторить, еще не один раз. Например, при знакомстве с буквой, ребенок пишет ее на песке, и если не получилось, то малышможет исправить свою ошибку.

Детям очень нравится вкладывать буквы различными предметами: фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и др. и как радуются, когда все получается. Результат виден сразу. Что-то можно подправить, что-то убрать и это не страшно.

          Пример: у Сережи С. не получалось написать букву в тетради. Дергалась рука и буква получалась некрасивой, неровной. Когда же он стал писать на песке и выкладывать ее различными предметами, появился положительный результат. Он стирал букву и писал заново. Как приятно видеть блеск в глазах ребенка.Когда он, не отшвыривая в сторону неполучившуюся букву, пытается писать раз за разом, утверждаясь в своих способностях. Необходимо находиться рядом с ребенком и в любой момент подкорректировать его деятельность.

Игры с песком очень помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

WordPress Lessons
Наверх