«Умница водица» (совместный экологический проект педагогов, родителей и ребенка) Reviewed by Momizat on . Rating: 0

«Умница водица» (совместный экологический проект педагогов, родителей и ребенка)

 «Умница водица»

(совместный экологический проект педагогов, родителей и ребенка)

 

               Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,

тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое.  Нельзя сказать, что ты необходима

для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас

радостью, которую не объяснить нашими чувствами.

        Сент-Экзюпери А.

 

  1. Актуальность

Введение Федеральных государственных требований предполагает реализацию  в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально — практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В рамках муниципального этапа краевого конкурса «Семейные экологические проекты»был разработан и реализован детско – родительский проект «Умница водица!», который  занял 2 место в номинации «Вода в доме» (Приложение 1).

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, и её становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Именно этот факт стал решающим для организации опытно-исследовательской деятельности с участием семьи Мотрич.

Со слов мамы – И.М. Мотрич, в один из дней в их доме отключили воду, и дочь Алина спросила: «Откуда в наш дома поступает вода? Сколько воды мы тратим?»

Мы, педагоги ДОУ, решили помочь семье провести собственное расследование и  ответить на эти вопросы.

Цель проекта: развитие представлений о значении воды, способах её очистки.

 

Основные задачи проекта:

 

  • познакомить ребенка с процессом подачи воды в дом (система водоснабжения в частном доме);
  • расширить  экологические представления о значимости воды и способах её очистки;
  • приобщить к рациональному использованию ресурсов воды;
  • развивать интерес к исследовательской деятельности;
  • развивать навыки моделирования и экспериментирования;
  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира экологически правильного поведения в природе;

Формы, методы и приемы

В ходе работы над проектом использовала следующие методы и приёмы: наблюдения, экскурсии, беседы, опытно – экспериментальная и изобразительная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Особенность проекта состоит в том, что родитель и ребенок – не пассивные наблюдатели, а активные участники исследовательских мероприятий, организованных в собственном доме и за его пределами.

  • Материалы и оборудование: материалы и оборудование для экспериментов: формочки для замораживания воды, активированный уголь, бинт, ёмкость для отстаивания воды, очистительный фильтр, бытовая техника, посуда, овощи и т.д.

 

  • Вид проекта – краткосрочный (не более 10 дней)

 

Ожидаемые результаты:

 

  • знакомство ребенка с процессом подачи воды в дом, и схемой его      водоснабжения;
  • сформированность  представлений о значимости воды и способах её очистки;
  • приобщение к рациональному использованию воды в домашних условиях;
  • накопление личного опыта ребенка при взаимодействии объектом природы;
  • развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей;
  • воспитание бережного отношения к воде.

 

Основные этапы реализации проекта.

Реализуемый проект  предусматривает несколько этапов.

  1. l.  Подготовительный этап.
  • анализ представлений ребенка о способах подачи воды (Приложение 2)
  • подборка материалов по теме, проведение беседы: « Кому нужна вода?», «Откуда берется вода в нашем доме?», использование художественного слова (стихи, поговорки, пословицы) и т.д. (Приложение 3).
  • знакомство с интересными фактами о воде (Приложение 4).

 

  1. ll. Исследовательский этап.

Цель: формирование исследовательского интереса, повышение познавательной активности ребенка

На этом этапе нам предстояло выяснить, откуда в  дом поступает вода. Был  составлен план работы, который включил в себя:

  • изучение системы поступления воды в дома нашей станицы;
  • экскурсия  на водокачку.

В результате узнали, что водонапорная башня, расположенная в микрорайоне  давно не функционирует, а вода в  дом приходит из водонапорной станции, расположенной на  улице Чернявского, 76.  Совместно с ребенком составили  примерную схему подачи воды в  дом.

Ребенок усвоил, что водонапорная станция — это здание, в котором располагается оборудование — двигатели, насосы и т.п. — для подачи воды.

Водонапорная станция находится под охраной, огорожена колючей проволокой – таковы условия безопасности

Из водонапорной башни вода поступает в наш дом в систему водоснабжения. В отдельной комнате (котельной) находятся приборы: колонка для нагрева воды, которая поступает на кухню и ванну  и котел для отопления всего дома

 

Таким образом, расширили представления ребенка о том, откуда в дом приходит вода и как распределяется по системе водоснабжения.

Убедились в том, что невозможно представить жизнь современного человека без воды в доме.  В ванной комнате и на кухне есть раковины и краны с горячей и холодной водой,  открывая  их, мы пользуемся водой  (умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот). Сам собой возник вопрос: когда ещё нужна вода?  Получен ответ: когда  готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем бельё и т.д. Вывод:  вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок, а также является  необходимой для жизнедеятельности человека, животных, растений.

На кухне мы используем воду для приготовления пищи и мытья посуды

Так же мы используем воду для наведения порядка в доме

Экспериментальная  часть.

После наблюдений и творчества мы решили выяснить, сколько воды  расходуется на различные нужды. В доступной форме пояснили ребенку, что расход воды зависит от количества человек в семье и  от объёма её потребления.  Для наглядности  результатов  использовали показания счетчика учета воды. Полученные результаты внесли в таблицу. (Приложение 5)

Эксперимент длился три дня.

Посмотрев на эти цифры, нам стало интересно, а можно ли воду экономить?

Изучив различные источники, выделили основные принципы разумного отношения к воде:

— вода не должна идти сплошной струей, когда принимаете душ, чистите зубы;

 

— можно мыть посуду, набрав воду в закрытую раковину, а ополаскивать под проточной водой;

 

— не использовать воду для разморозки продуктов;

 

— устранять любые подтекания воды, устранять неполадки сантехники;

 

— при стирке загружать машину полностью, а не для одной вещи.

—  когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

Чтение художественной литературы:

 

Б. Заходер «Что случилось с водой?», Н.А Рыжова «Жила была речка», «Волшебница вода».

Объяснение смыслы поговорки «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!», а также собственные сочинения про пылесос и стиральную машинку позволили сделать вывод о том, что вода – источник жизни на планете и её нужно беречь и экономить.

Играли в интересные игры с водой. (Приложение 6)

Следующим этапом нашего эксперимента стало применение полученных данных на практике. Пообщавшись со всеми членами семьи Мотрич,  решили вновь провести наблюдение, а результаты тоже занести  в таблицу. Наблюдение  длилось 3 дня.

За время эксперимента, при использовании правил рационального обращения с водой, нам удалось сэкономить 249 литров воды. Так же удалось выяснить, что самое большое количество  воды тратится на мытье посуды и стирку вещей. Сделали вывод о том, что к расходованию воды в домашних условиях нужно относится разумно.

На следующем этапе исследовали качество воды, которую  пьет семья.

На это исследование нас нацелил проводимый летом ремонт, который начался с замены трубопровода. Обрезка труб позволила нам пронаблюдать ужасную картину – трубу полностью забитую накипью. Ещё тогда ребенок поинтересовался, почему так происходит?

Сохранились обрезанные трубы и мы рассмотрели и сфотографировали их.

С целью  улучшения качества воды  в семье  были заменены железные трубы на пластиковые,  и поставлен очистительный фильтр. Было принято решение проверить его состояние.

Увиденное нас просто поразило!!!!!! Он был весь в ржавчине и песке.

Тут же поменяли старый фильтр на новый

Впечатленные увиденным,  мы задались вопросом, как в домашних условиях очистить воду? Изучив литературу по данной теме  решили применить несколько способов.

 

1.Отстаивание воды.

Водопроводную воду как правило хлорируют, хлор имеет свойство задерживаться и накапливаться в организме, чем наносит вред здоровью. Поэтому нужно отстаивать воду (6 – 7 часов)

  1. Замораживание воды на 7 – 8 часов  в морозильнике  – это отличный способ избавить воду от солей и тяжелых металов

Образовавшаяся вверху емкости  ледяная корка — это примеси тяжелых металлов. Удаляем её, а остаток не замерзшей  воды переливаем в другую емкость и снова в морозильную камеру. Именно эта вода  считается очищенной и применяется для питья, умывания и т.д

 

3.Очищение углем.

Уголь широко применяют в очистительных фильтрах для воды. Он улучшает её вкус и запах, поглощает  большинство бактерий.

Упаковали таблетки в марлю и поместили на дно емкости с водой. К утру, вода была очищена (стоит учесть, что вода не должна стоять в теплом месте, чтоб не размножались бактерии).

 

Итог:  в результате экспериментов мы получили чистую воду. Это эффективные, но не всегда используемые способы  для очистки воды.

 

 

III.  Заключительный этап

 

Результаты:

  • познакомили ребенка с процессом подачи воды в дом, и схемой его водоснабжения;
  • расширили  представления о значимости воды и способах её очистки (Приложение 2);
  • способствовали  приобщению к рациональному использованию воды в домашних условиях
  • развили  интерес к исследовательской деятельности, умения проводить исследование и получать результаты

Для закрепления полученного материала  изготовили семейные памятки о рациональном использовании воды.  (Приложение 7).

Данная работа позволила расширить  творческий потенциал ребенка.

Алина рисовала рисунки, сочиняла стихи и загадки. К творческому процессу присоединились все члены семьи (папа, старшая дочь). Семья стала более сплоченной, организованной и ответственной

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

WordPress Lessons
Наверх