Экологический проект «Низко я кланяюсь, дерево, тебе» Reviewed by Momizat on . Rating: 0

Экологический проект «Низко я кланяюсь, дерево, тебе»

«Низко я кланяюсь, дерево, тебе!»

 

                                                     Красивый гордый тополь у детсада

                                                      Растет себе, уже высокий слишком.

                                               Весной, особенно ему все рады

                                                         К нему бегут скорей играть детишки.

                                                          К нему скворцы на зорьке прилетают,

                                              И на его ветвях звучит их хор.

                                                          От солнца знойного детишек укрывая,

                                                  У них свой интересный разговор.

                                                      Расти наш тополь – дерево Кубани,

                                                            Тебя мы любим, как родной свой край.

                                                              Запомним тополь детства – не обманем.

                                                      Ты только лишь расти и расцветай.

А.А. Снеговская

 

  1. Актуальность темы

Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.

          Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова) предполагает, что такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе и в проектно – исследовательской деятельности дошкольников. В.А. Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».

Перед государством , школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, поэтому на современном этапе работы с дошкольниками всё больше внимания уделяется поисково – исследовательской деятельности. Учеными доказано, что развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. Оно вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, поэтому занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.

Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.

Идея создания проекта «Низко я кланяюсь, дерево, тебе!» возникла не случайно, а в результате ежедневного общения с природой, её объектами, которые расположены на групповом участке. Услышав однажды, рассуждения воспитанников о том, что «хорошо спасает нас наш тополь в летний зной». С тревогой в голосе дети говорили о том, что было бы, если бы не было «гордого великана» на нашем участке. Было принято решение заняться проектно – исследовательской деятельностью с детьми, понимая, что именно так можно воспитывать экологическое сознание.

Сегодня ребенок с любовью относится к «Своему дереву», а завтра эту любовь он перенесет на другие деревья, а затем и на всю природу в целом.

Творческая работа объединила всех: дошкольников, родителей, педагогов, людей искусства и других земляков – станичников. Поэтесса А.А. Снеговская – жительница нашего района и известная своим творчеством после встречи в нашем детском саду, рассмотрев выставку творческих работ детей, взялась сочинить стихотворение про «наш» тополь. Именно они были выбраны в качестве эпиграфа к проекту.

 

  1. Тип проекта
  • По доминирующей деятельности – познавательный
  • По времени проведения – долгосрочный (2 года)
  • По характеру контактов – в рамках ДОУ
  • Участники проекта – дети старшей, подготовительной группы, педагоги, родители

 

  1. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития кругозора и познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в природе на примере дерева Тополь, произрастающего на групповом участке.

 

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;
  • Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
  • Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;
  • Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;
  • Разработать ряд дидактических пособий для обогащения представлений детей о природе родного края.

 

  1. Формы и методы работы
  • С детьми – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;
  • С родителями – создание Экологического лицея с целью вовлечения их в образовательный процесс дошкольного учреждения и популяризации семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников, проведение открытых показов и совместных мероприятий (выставки, трудовые десанты и т.д.)

 

  1. Принципы

При выстраивании проектной деятельности использовались принципы:

  • Принцип гуманизма – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе, к малой Родине;
  • Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе проектно – исследовательской деятельности с учетом возраста, накопленного им опыта эмоциональной и познавательной сферы;
  • Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьёй при знакомстве детей с объектами живой природы, расположенными на территории ДОУ.

 

  1. Ожидаемые результаты
  • Создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности по проекту
  • Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии дерева – тополя, а также повышение уровня их экологического сознания
  • Изменение процентного соотношения  в таблице параметров  о представлениях детей 6-7 лет об экологической культуре человека

 

  1. Содержание проекта

 

I этап – подготовительный

 

  1. Актуализация темы экологического воспитания через формирование  элементарных представлений дошкольников о росте, развитии и месте в природе дерева тополя.
  2. Анализ представлений детей 6 лет об экологической культуре человека (Приложение 1)
  3. Составление плана работы по проекту «Низко я кланяюсь, дерево, тебе» (Приложение 2)

 

II этап – реализация

 

  1. Создание условий для реализации наблюдений, опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
  2. Исследовательская работа по перспективному планированию (Приложение 2)

 

III  этап – обобщающий

 

  1. Анализ проведенной  исследовательской работы, соотнесение результата с поставленными задачами.
  2. Анализ представлений детей 6 — 7 лет об экологической культуре человека (Приложение 3)
  3. Разработка и выпуск брошюры с целью систематизации знаний детей через экологические игры и ситуации, художественное слово (Приложение 4)
  4. Продуктивные виды деятельности воспитанников в ходе экологического проекта  — рисунки (Приложение 5)
  5. Анкетирование родителей по итогам реализации проекта  (Приложение 6).

В.Б. Тюкалова, Е.А. Любимова

 

© 2014 Создание и продвижение сайтов КомпАС .

WordPress Lessons
Наверх